?

Log in

No account? Create an account
PHOTOPLAY School

Январь 2017

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Ссылки

Метки

Разработано LiveJournal.com
PHOTOPLAY School

Ласло Мохой-Надь. "Новый инструмент видения"


Laszlo Moholy-Nagy. Laboratory, 1938

Продолжаем публикацию переводов классических текстов по фотографии. На сей раз - эссе известного теоретика и практика современного искусства Ласло Мохой-Надя. К сожалению, этот текст не был переведен в составе сборника "Ласло Мохой-Надь и русский авангард" (2006). Постараемся восполнить этот пробел. Это удивительно энергичный текст, текст как пружина.

Ласло Мохой-Надь
"Новый инструмент видения"

В фотографии мы имеем уникальный инструмент для копирования реальности, однако, значение фотографии гораздо шире. Сегодня это – беспристрастный оптический способ создания в мире чего-то совершенно нового. Специфические составные части фотографии могут быть показаны по отдельности, не только в своих теоретических, но и в визуальных проявлениях.

Уникальное качество фотографии.

Идея фотограммы или бескамерной фиксации форм, созданных светом, воплощает в себе уникальную природу фотографических процессов. Она – реальный ключ к фотографии. Она позволяет запечатлеть узорчатую игру света на светочувствительной поверхности без обращения к каким-либо техническим средствам. Фотограмма открывает нам неизвестную прежде перспективу формообразования, подчиненного исключительно оптическим законам. Фотограмма – дематериализованный, прозрачный носитель информации, который определяет новое видение.


Laszlo Moholy-Nagy (1895-1946)



Что такое оптическое качество?

В ходе развития черно-белой фотографии, были впервые полностью раскрыта светотень, благодаря чему она начала осознаваться не только в теории. (Импрессионизм в живописи можно назвать параллельным достижением). После появления надежного искусственного освещения (а именно – электрического), - возникла возможность проработки широких теневых градаций и более деликатных оптических характеристик изображения. Распределение теней – одна из основных составляющих оптического формотворчества. Этот факт не перестает быть важным даже если мы выходим за пределы черно-белого пространства и учимся думать и работать в цвете.
Если расположить рядом два чистых цвета, то результатом будет резкий, плакато-подобный декоративный эффект. С другой стороны, близкие цвета, используемые в сочетании с их промежуточными оттенками, смягчают этот эффект и создают более мягкое и сглаженное впечатление. При помощи черно-белых репродукций многоцветных объектов, фотография позволяет нам различить наиболее слабые тоновые значения как в серой так и в полихроматической гамме: различия, которые придают новое и прежде не виданное качество оптической экспрессии. Это, конечно, только один пункт среди многих. Но это – пункт, с которого мы должны начать овладение внутренними свойствами фотографии, и который мы должны использовать скорее как художественный нежели чем репродукционный инструмент.

 
Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1939

Улучшенные техники.

В фоторепродукции – объективно фиксируя внешние формы объекта – мы получаем радикальное улучшенное и видоизмененное изображение, в сравнении с первичным способом -  прямой фиксацией форм, созданных светом (фотограммами). Эти конкретные усовершенствования широко известны: взгляд с высоты птичьего полета, мультиэкспозиция, отражения и т.д. Их упорядочивание открывает новые области для визуализации. Например, бесконечное расширение оптических возможностей фоторепродукции, при котором мы можем фиксировать точные местоположения объектов, даже в самых сложных условиях, в течение 1/100 или 1/1000 секунды. Резкость объективов и непогрешимая точность обрисовки контуров натренировали наши наблюдательные способности до уровня визуального восприятия, определенного сверх-быстрой съемкой и тысячекратными увеличениями в микрофотографии. Это техническое преимущество привело к психологической трансформации нашего зрения.


Расширение возможностей.

Фотография расширяет возможности нашего зрения в том, что касается восприятия времени и пространства. Простое перечисление особых фотографических – чисто технических, не художественных -  элементов будет достаточным, чтобы мы  почувствовали кроющуюся  в них силу и увидели перспективы развития фотографии.


Laszlo Moholy-Nagy. Two nudes, 1928


Восемь типов фотографического видения.

1. Абстрактное видение как прямое фиксация форм, созданных светом: фотограмма, которая запечатлевает тонкие градации световых значений, как монохромных так и цветных.
2. Точное видение в смысле нормальной фиксации внешнего проявления вещей: репортаж
3. Быстрое видение в смысле фиксации моментов кратких насколько возможно: моментальные снимки.
4. Медленное видение в смысле фиксации движений в течении некоторого отрезка времени: т.е. световые следы оставленные фарами автомобилей проезжающих по дороге ночью: длительное время экспозиции.
5. Усиленное видение в смысле:
     а) микрофотографии 
     b) фотография с фильтрами, которая при помощи вариации химических составляющих светочувствительного слоя, позволяет фотографическим возможностям расшириться в различных направления – от показа отдаленных ландшафтов, скрывающихся в тумане, до экспозиций в полной темноте: фотография в инфракрасных лучах..
инфракрасная
6. Сквозное видение: фотографирование в рентгеновских лучах.
7. Одновременное видение в смысле прозрачного наложения нескольких кадров: будущий процесс автоматического фотомонтажа.
8.  Искаженное видение: оптические шутки, которые могут быть автоматически сделаны при помощи:
    а) экспозиции через объективы с призматическими насадками и устройствами с отражающими зеркалами или
    b) механические или химические манипуляции с негативами после экспозиции.


Какова цель перечисления?

Какова же цель составления этого списка? Она в том, что наиболее удивительные возможности простых фотографических материалов еще предстоит раскрыть, как только детальный анализ каждого из этих аспектов снабдит нас некоторым количеством оценочных показателей в соответствии с их применением, возможностями и т.д. Наши изыскания поведут нас в другом направлении. Мы хотим выявить суть и значение фотографии.


 Laszlo Moholy-Nagy. Lightning Rod, Photogram, 1924
 

Новое видение.

Все интерпретации фотографии до настоящего времени находились под влиянием эстетико-философских концепций, описывавших живопись. Долгое время их можно было применять и к фотографической практике. До сих пор фотография оставалась в довольно жесткой зависимости от традиционных форм живописи. Как и живопись, она прошла через успешные стадии всевозможных художественных «измов», хотя и ничего от этого не получила. Новые открытия не могут долго и безнаказанно оставаться в рамках ментальности и практики предшествующих периодов. Когда случается такое, вся плодотворная художественная деятельность прекращается. Это ясно проявилось в фотографии, которая не дала никаких сколько-нибудь стоящих результатов. Исключение составляет научная фотография, где у авторов отсутствовали какие-либо художественные амбиции. Одно это доказывает первичность оригинальных разработок для развития фотографии.
В этой связи можно сказать, что совершенно не важно занимается фотография «искусством» или нет. Ее собственные базовые законы, а не мнения художественных критиков, обеспечат ей справедливую оценку в будущем. Удивительно, что такая «механическая» вещь как фотография, так презрительно воспринимаемая в художественном и творческом смысле, должна собрать все свои силы, и стать одной из основных визуальных форм искусства, за столь короткий срок своей эволюции. Формально художник налагает свой собственный творческий отпечаток  на эпоху. Мы должны только припомнить манеру, в которой рассматривались ландшафты, и сравнить ее с тем как мы смотрим на это сейчас! Вспомните также о жесткой резкости современных фотопортретов, запечатлевших мельчайшие детали фактуры кожи. Или о виде судна, двигающегося через волны, кажущиеся застывшими в лучах света. Или об сверх-увеличении шерстяной ворсинки. Или об изощренной отделке обычного деревянного бруска. Или, о широком спектре восхитительных деталей и текстур, присущем любому сфотографированному объекту.


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1922


Новый опыт пространства.

При помощи фотографии, а тем более кино, мы можем ощутить новый опыт пространства. С их помощью и помощью новой школы архитектуры мы добились расширения и кристаллизации нашего восприятия пространства, постигли новую пространственную культуру. Благодаря фотографу человечество получило власть увидеть новыми глазами среду своего обитания.


Laszlo Moholy-Nagy. Bauhaus Balconies, 1926


Высота достижений.

Все эти отдельные достижения, совершенно не похожи на аналогичные явления в живописи. В фотографии мы должны учиться искать не «картинку», не эстетику традиции, но идеальный инструмент самовыражения, самодостаточное средство для образования.


Серии (последовательные фото одного и того же объекта).

Нет более удивительной и в то же время - естественной и органичной -  последовательности, чем фотографические серии. Это закономерная кульминация развития фотографии. Серия  - это уже не «картинка», и к ней не может быть применен ни один из канонов живописной эстетики. Отдельная картинка теряет свою индивидуальность и становится деталью целого, его существенным структурным элементом. В этой взаимосвязи отдельных, но неразделимых частей фотографическая серия, вдохновленная определенной целью, может стать одновременно и мощным оружием и нежнейшей лирикой. Истинное значение кино будет осознанно в более спокойные времена. Для этого уже сейчас надо понимать, что знание фотографии также необходимо, как знание азбуки. Грамотность будущего будет заключаться в умении использовать камеру также просто как авторучку.


Olly and Dolly Sisters, 1925.


From the Radio Tower, Berlin


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram ,1925


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram


Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1940


Laszlo Moholy-Nagy. Ascona yard, 1926


Laszlo Moholy-Nagy. Рhotomontage, 1927



Laszlo Moholy-Nagy. Jealousy, photomontage, 1927


Laszlo Moholy-Nagy. 1937-38


перевод: д. орлов/photoplay.ru


Comments

Спасибо! Интересно.
Можно было бы и свой сборничек скомпоновать для "print on demand".)
а потом по судам затаскают за копирайт)
Я не всё секу в копирайте. Иллюстрации можно не вставлять, хотя жалко. А за переводами вряд ли придут судиться, к. м. к.
"Новые открытия не могут долго и безнаказанно оставаться в рамках ментальности и практики предшествующих периодов. Когда случается такое, вся плодотворная художественная деятельность прекращается."

Не думаю, что из периода в период ментальность меняется. Думаю меняется только наше представление о собственной ментальности. Думаю это представление меняется в более практическую сторону (мы учимся ею управлять :)). И далее, пожалуй с оговоркой согласна: если наше представление о собственной ментальности не меняется, то художественная деятельность прекращается.