PHOTOPLAY (photoplay) wrote,
PHOTOPLAY
photoplay

Categories:

Susan Sontag, "Фотография в рамках гуманитарных наук" (1)


©Annie Leibovitz, Susan Sontag

Продолжаем публикацию переводов классических текстов по фотографии. На сей раз - лекция Сьюзан Зонтаг "Фотография в рамках гуманитарных наук" ("Photography within the humanities"). Выступление состоялось на фотографическом симпозиуме в Wellesley College 21 апреля 1975 года.
Сьюзан Зонтаг - удивительный человек. С широко открытыми глазами. Ее книга "О фотографии" остается одной из основных книг в библиотеке фотографа, желающего видеть мир. В виду большого размера текста публикуем перевод по частям.

Я писатель и кинорежиссер, и не считаю себя критиком, тем более – критиком от фотографии. Я могу только изложить свое независимое мнение, но не в качестве члена фотографического или анти-фотографического сообщества, а как информированный сторонний наблюдатель.
Думаю, по этой причине я буду в лучшем положении при обсуждении данного вопроса, чем остальные выступающие. (…)

Для серии семинаров было выбрано общее название - «Фотография в рамках гуманитарных наук». Вероятно, в первую очередь мы будем говорить именно о фотографии. Вначале хотелось бы отметить, что история фотографии пока достаточно коротка. Вне зависимости от того, считаете ли вы это искусством или нет, фотография является той деятельностью, которую люди обсуждают и чей статус постоянно находится под сомнением.

В первые десятилетия развития фотографии многие воспринимали ее как копировальную машину, как инструмент, помогающий репродуцировать визуальную информацию, но не как самостоятельный источник видения, не как средство, кардинально меняющее чувствительность наших органов зрения. История становления вкусов и возникновения творческих споров в фотографии вела к постепенному осознанию этой роли.

Говоря о ситуации в фотографии в рамках гуманитарных наук, мы подспудно затрагиваем старый вопрос: является ли фотография искусством, по праву ли она занимает место в университетской программе обучения, в музейных коллекциях, отличается ли она от других форм искусства? В некотором смысле, подобные обсуждения ни к чему не приведут, поскольку исход битвы предрешен: фотография - несомненное искусство.
Вопрос, скорее, в другом: если это искусство, и оно принято как социальное явление, то можно ли сравнить фотографию с другими видами искусств? Она не является «истинным» искусством как, например, живопись, и, возможно, именно это объясняет ее влияние на современность.
Я предполагаю, что фотография - не искусство, а мета-искусство: искусство, поглощающее другие искусства. Фотография - деятельность по созданию визуальных образов, она вбирает в себя и репродуцирует другие формы искусства, превращая их в изображения. И в этом смысле фотография – абсолютно современное искусство; искусство, которое в большой степени терминологически и концептуально соответствует современному потребительскому обществу. Она обладает способностью превратить любой опыт, событие или элемент реальности в предмет потребления: в объект или в изображение.
Одна из фундаментальных идей современного мышления есть противоречие между мыслью и реальностью. Не будет ошибкой сказать, что наше общество базируется на разбухающей массе изображений, что не было характерным ни для одного периода прошлого.

Чтобы вернуться к точке отправления, к вопросу о месте фотографии среди гуманитарных наук, следует отметить, что фотография является не только формой искусства, имеющей определенные ограничения, но и особой территорией, где прорастают все типы вопросов социологического, морального и исторического характера.

Моей целью является не оценка работ определенных авторов, а обсуждение проблем, поднятых самой фотографией, имеющих как моральные, так и эстетические аспекты. Думаю, изучение фотографии - замечательная идея. Я говорю не о получении навыков и знаний по технике фотографирования, а об обучении умению видеть. Глядя на снимки, вы учитесь осознавать полученную информацию, этот опыт впоследствии может быть легко применен и в других областях.
Другой момент заключается в том, что существует особый тип видения - фотографический. Если вы задумаетесь о людях, воспринимающих фотографии как продукт свободного творчества, вы поймете, что они учатся ценить нечто, попавшее в видоискатель, дорожить чем-то, что раньше не замечалось. Эти люди начинают видеть мир по-новому, взяв в руки фотоаппарат. Мир превращается в последовательности, череду событий, которые трансформируются в изображения ? и события становятся для нас реальностью только после этого превращения.

Большинство думает, что расценить событие как интересное или красивое - значит захотеть его сфотографировать. Эта мысль проникла в самую суть восприятия вещей, что характеризует наше фундаментальное отношение к реальности: мы считаем, что лучший способ контакта с чем-либо – желание это сфотографировать. Камера действительно стала одним из дополнительных органов чувств человека. Так что когда Кристофер Ишервуд сказал: «Я – камера», то на самом деле он имел в виду: «Я вижу. Я ощущаю. Я сохраняю это в памяти».

Одна из причин, по которой я не ничего не снимаю: вокруг меня и так слишком много людей с камерами. Сейчас для меня этого достаточно, я чувствую, что у меня уже есть фотографическое видение. Возможно, я смотрю даже чересчур фотографически и больше не хочу культивировать в себе этот способ видения. Это слишком специфический тип ощущений.

Когда вы начали изучать фотографию в качестве критика?
У меня всегда была зависимость от фотографии. Я имею в виду, что всегда очень интересовалась снимками – вырезала их из журналов и собирала. Естественно, это были копии, «репродукции» фотографий, а не их оригиналы. В какой-то момент решила записать идеи, владевшие мной в течение двадцати лет. Так я втянулась в написание одного эссе, которое потом превратилось в шесть. Но я не фотограф, не люблю снимать, у меня нет фотоаппарата, и я не являюсь критиком фотографии. Мои тексты отражают мои ощущения, материализуют мой долговременный интерес к фотографии. Как-то меня спросили, что именно я стремилась выразить написанием этих эссе. Я сказала, что лишь хотела вылечиться от навязчивой идеи. Конечно, этого так и не случилось.

продолжение следует

перевод с сокращениями: д. орлов/photoplay.ru



Tags: susan sontag, перевод
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment